Предисловие
Я не ставила себе целью осовременить библиографию. Эти работы (они стали главами моей диссертации, защищенной в Еврейском Университете в Иерусалиме в 1982 году) писались в середине-конце 1970х – в ту пору, когда научное платоноведение только начиналось. С тех пор гуманитарный кругозор исследователей и читателей существенно расширился. Платонов — тема международных конференций, уровень работ о нем растет: писателя изучают в контексте Библии и Евангелия, Достоевского, Мережковского, Булгакова, Леонова, Белого, Ремизова; его рассматривают под углом евразийства, Востока, сектантства, левой социал-демократии, теории относительности, литературы факта. Начинается разговор о гностицизме и оккультных темах Платонова; в одной статье в «Стране философов» говорится о живом и мертвом у него с привлечением насекомых, асимметрии, почвоведения, Вернадского и Хармса (ср. в настоящей книге мою статью 1979 года «Натурфилософия Платонова», причем темы даны в том же порядке!) О Платонове написаны классические работы А. Жолковского и А. Ливингстон, Т. Сейфрида и Т. Лангерака. Восстановлен литературно-политический контекст биографии Платонова (труды В. Перхина, А. Галушкина). Омри Ронен нашел связь Платонова с Пришвиным, а Надежда Григорьева — с Вячеславом Ивановым. Потрясающие книги о Платонове пишут японские слависты. Я рада, что как-то участвовала в этом возрождении любимого писателя.